План работы на ноябрь 2016 года
Специфика обучения литературному чтению и литературного образования в различных УМК для начальной школы |
|
УМК «Школа России» Специфика: курс обучения литературному чтению проходит в тесной интеграции с русским языком; обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. |
Отличительная особенность: введение раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности», как одного из основных при работе над художественным произведением посредством приёмов, которые помогут учащимся полноценно воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей. |
УМК «Школа XXI века» Специфика: |
Отличительная особенность: «нерасчленённость» и «переплётность» обучения работе с книгой. При изучении произведений постоянно идёт обучение работе с книгой учебной, художественной и справочной, развивается интерес к самостоятельному чтению. |
УМК «Школа 2100» Специфика: Линии, специфические для курса «Литературное чтение»: |
Отличительная особенность: при составлении учебников за основу взят «тематический принцип» - все учебники объединены внутренней логикой, используются «сквозные персонажи», уроки литературного чтения строятся в форме эвристической беседы (принцип идейно-художественной значимости). Принцип актуализации тематики чтения реализуется за счёт связи текстов с природным и историческим календарём. Предусматривается организация домашнего чтения детей и уроки внеклассного чтения, на которых осуществляется работа с детской книгой, а не с хрестоматией (принцип целостного восприятия художественного произведения). |
УМК «Перспективная начальная школа» Специфика: в учебники заложен колоссальный искусствоведческий материал (репродукции картин), учебники предполагают систему интерактивной связи, использование функциональных пиктограмм: «Выскажи предположение», «Загляни в словарик в конце учебника», «Воспользуйся лупой», «Загляни в Интернет» и др. |
Отличительная особенность: в учебниках используется маркирование текста с помощью голубого и жёлтого цветов (вертикальные полоски – чтение по цепочке, горизонтальные – прямая речь, диалог); выделение цветом сюжетных линий, повторяющихся композиционных элементов в фольклорных текстах; обозначение разными цветами настроения, эмоций героев произведений. |
УМК «Гармония» Специфика: наличие базовых позиций, таких как: |
Отличительная особенность: осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. |
УМК «Л.В. Занкова» Специфика: литература рассматривается как вид искусства на основе практического сравнения литературы, музыки и живописи; «вычитывание» авторской оценки изображаемого; углубленное изучение средств художественной выразительности поэзии и прозы: анализ смысла названия произведения, поступков героев, их имён, портретов, речи, а также смысл эпитета, сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма. |
Отличительные особенности: в заданиях учебников предусматривается разный уровень трудности их выполнения, что создаёт ситуацию успеха; есть возможность выбора правильного ответа из нескольких, выполнения задания по своему выбору; предусмотрено самостоятельное преодоление учеником возникших трудностей. |
УМК «Перспектива» Специфика: высокохудожественные тексты, фольклорные произведения разных народов мира; система вопросов и заданий способствуют формированию культуры речевого общения, развитию творческих способностей, приобщает к духовно-нравственным ценностям, знакомит с эстетическими нормами, развивает образно-логическое мышление и формирует интерес к художественному произведению как к искусству слова. Обучение строится на коммуникативно-деятельностной основе. |
Отличительная особенность: доступные и полифункциональные рубрики в учебнике, «Самостоятельное чтение», «Семейное чтение», «Идём в библиотеку», «Наш театр», «Читалочка-обучалочка», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мои любимые писатели», предлагают различные формы работы с литературными произведениями, в них представлена система работы с книгой как в урочной, так и внеурочной деятельности. |
УМК «Планета знаний» Специфика: уделено большое внимание: |
Отличительные особенности: в учебник включены фрагменты глав отдельных произведений, что должно стимулировать интерес учащегося и желание прочесть всё произведение (внеклассное чтение); включены произведения разных жанров русских и зарубежных авторов, которые объёдинены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами |
УМК «В.В. Давыдова» Специфика: обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста, открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникационных способностей учащегося; стимулирование потребности в творческом чтении; поэтапное введение литературоведческих понятий: интуитивно, осмысленно, через «художественный образ». |
Отличительные особенности: каждый раздел знакомит учащихся с определённым набором текстов, посвященных блоку тем: тексты для ребёнка и для взрослого, завершающиеся рубрикой для самостоятельного дополнительного чтения «Читай! Удивляйся! Размышляй!». Овладение учениками навыками беглого синтагматического чтения – сквозная линия всего курса (расставление пауз, логического ударения, выделение ключевых слов). |
Вебинары: •Вебинар: Ресурсы и методические особенности преподавания курса «Литературное чтение» (УМК «Школа России»).
Лектор: Колосова Марина Валерьевна, ведущий методист Центра начального образования издательства «Просвещение». Запись вебинара: https://events.webinar.ru/9331/37003/record/38967 •Вебинар: Проектирование урока литературного чтения с позиций достижения планируемых результатов ФГОС НОО» (на примере УМК «Школа России» и УМК «Перспектива»).
Лектор: Бойкина Марина Викторовна, старший преподаватель кафедры начального образования Санкт–Петербургской академии постдипломного педагогического образования, соавтор УМК «Литературное чтение». Запись вебинара: https://my.webinar.ru/record/402140 •Вебинар: Достижение образовательных результатов НОО. Формирование умения работать с текстом (УМК «Школа России»).
Лектор: Тюрина Наталья Петровна, ведущий методист Центра начального образования издательства «Просвещение». Запись вебинара: https://my.webinar.ru/record/639937 . •Вебинар: Как воспитывать любовь к чтению в начальной школе (из цикла «Просвещение» – родителям!»).
Лектор: Дигина Алла Георгиевна, ведущий методист редакции русского языка и литературного чтения Центра начального образования издательства «Просвещение». Запись вебинара: https://my.webinar.ru/record/393460 |
Интернет-источники, литература: Как сделать школьника вдумчивым читателем? Основы смыслового чтения и работы с текстом Формирование навыков чтения и литературной деятельности учащихся начальной школы(технологии) Любовь ЕФРОСИНИНА Оцениваем умение читать Контроль и оценка уровня обученности ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЧАЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ |
1. Безруких, М. М. Трудности обучения письму и чтению в начальной школе. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий